Карта сакральных мест Павлодарского Прииртышья

Горы Калмаккырган находятся в 6–7 км на юго-запад от аула Акшиман Майского района Павлодарской области (географические коориднаты: N50°44'24,05" E76°42'25,93"). Горы представляют собой низкогорный массив Сарыарки, состоящий в основном из скальной гранитной породы. На Калмаккыргане находится знаменитая пещера, где в 1930 году под руководством Каныша Сатпаева была поставлена театральная постановка молодого казахского писателя Мухтара Ауезова «Енлик-Кебек». Надо отметить, что главную роль Кебека сыграл сам Каныш Имантаевич, который оставил надпись со своим именем на стене у входа в пещеру. Следует отметить, что в данной местности побывали многие общественные деятели разных эпох.

Калмаккырган, как и другие известные места сражений эпохи казахско-джунгарских войн, является объектом уникальной исторической памяти казахского народа, выдающимся природным памятником, насыщенным историческими преданиями. Значимость Калмаккыргана как сакрального объекта заключается в том, что в сознании казахов Среднего жуза Калмаккырган ассоциируется как место последнего сражения, где решалась судьба всей Сарыарки.

До середины XVIII в. данный низкогорный массив назывался Серектас. В XIX в. наименование Калмаккырган окончательно утверждается в качестве топонима данного низкогорного массива в сознании населения Павлодарского Прииртышья и становится названием волости (Калмаккырылганской) в составе Павлодарского уезда.

В исторической науке есть несколько версий относительно датировки сражения на Калмаккыргане. В разделе «История заселения уезда», подготовленного Алиханом Бокейхановым в четвертом томе «Материалов по киргизскому землепользованию...», встречаем следующие строки: «Внук младшего сына Айдабола, Олжабай батыр, служивший Аблай-хану, 160 лет тому назад, т.е. в 1730 году появился в Баянаульских горах. Олжабай здесь застал калмыков, которые после долголетней борьбы были отброшены киргизами на юг. Столкновения последних с калмыками в прикрашенном виде воспеты киргизскими импровизаторами «акынами», которые изгнание калмыков всецело приписывают «храброму батыру Олжабаю и славному его хану Аблаю». Вечными памятниками упомянутой борьбы, разыгравшейся между киргизами и калмыками на территории Павлодарского уезда, остаются на верхнем течении р. Чиддерты в юго-западном углу уезда – сопка Чурчуткырган и на юго-востоке уезда гора Калмаккырган…. «Кырган», от глагола «Кырмак», означает зарезанный. «Чурчут-кырган» и «Калмак-кырган» в вольном переводе означают место поражения калмыков или бойня калмыков». Таким образом, по мнению А. Бокейханова, битва на Калмаккыргане была в начале 1730-х годов.

 Иного мнения придерживался Аликей Маргулан. Он предполагал, что сражение в Баянаульских горах, где погибает Жасыбай батыр, и разгром калмыков Олжабаем на Калмаккыргане произошли в 40-х годах XVIII века. Очевидно, что низкогорный массив «Калмаккырган» стали ареной сражения в эпоху казахско-джунгарских войн. Главным действующим лицом казахского ополчения выступает Олжабай батыр, который мстит за смерть славного казахского батыра Жасыбая.

В работе «История Сарыарки» известный знаток казахской истории Машхур Жусуп Копеев пишет: «Казахи в Сарыарке появились и завладели ею в эпоху немного раньше времен Абылай хана. Казахи не захватили свободные земли, у которых не было хозяина. Сражаясь с калмыками насмерть в эпоху батыров – Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая, каз дауысты Казыбека, Шакшакулы Жанибека, погибая, связав свою судьбу с военным образом жизни, «острием копья, силой плеча» добыли эти земли... сколько знатных батыров погибло от стрел врага!?... те, кому судьба указала на смерть умерли, те, кому приказала жить остались живы, в конце концов казахи сумели отбить эти земли.

Библиография:

  1. Аллаберген Қ. Он сан Орта жүзге ұран болған Ер Олжабай // Олжабай батыр – ел қаһарманық: Олжабай Толыбай ұлының 300 жылдығына орай ғыл.-практ. конф. матер. – Павлодар, 2013. – 34–38-бб.
  2. Век казахско-джунгарского противостояния / Под. ред. Е.М. Арын, отв. ред. Ж.О. Артыкбаев; сост. Н.Е. Кузембаев. – Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006. – 274 с.
  3. Еңсебаев Т.А. Павлодар өңірінің тарихы туралы очерктер / бас ред. А. Нухұлы. – Павлодар: Павлоар мемлекеттік педагогикалық институты, 2017. – Т. 1 – 188 б.
  4. Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Сарыарқа тарихы (1, 2, 3 нұсқа) // Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. – Павлодар: «ЭКО» ҒӨФ, 2006. – 8 т. – 264–290 стр.

Kalmakkurgan1

Kalmakkurgan2

Kalmakkurgan3

Kalmakkurgan4

Kalmakkurgan5

Kalmakkurgan6

Kalmakkurgan7